Дуплинская Наталья Александровна

Конспект открытого подгруппового занятия для детей подготовительной к школе группы с ФФН (автоматизация и дифференциация звуков Р и Рь)

Тема «Мы зверята — дружные ребята»

Цели:

Образовательные:

— закреплять слуховой и моторный образы звуков Р и Рь;

—автоматизировать звуки Р и Рь изолированно, в слогах, словах, предложениях и связной речи;

—дифференцировать звуки Р и Рь.

Коррекционные:

— развивать зрительное восприятие;

—развивать артикуляционную моторику, используя артикуляционную гимнастику;

—развивать общую моторику, используя физминутку;

—развивать пальцевую моторику, используя пальчиковую гимнастику и игры с магнитным конструктором;

—развивать зрительную память, используя игру «Чего не стало?»;

Воспитательные:

— воспитывать интерес к обучению при помощи игровых ситуаций, а также путем смены разнообразных видов деятельности и интересной наглядности;

— воспитывать у детей активность и внимательность на занятиях.

Оборудование: графическое изображение буквы Р; листы с графическим заданием из логопедической тетради на звуки Р, Рь, автор: Бурдина С. В, стр. 19; фотографии (тигрица, черная пантера, кенгуру, носорог, крокодил); картинки для игры «Подарки» (роза, пирог, пряник, варенье, коробка, груша, огурец, букварь, баран); игрушки для игры «Кого или чего не стало?» (Буратино, пирамидка, барабан, чебурашка, кораблик, матрешка); ведерко с надписью буквы Р, теннисные мячики с буквами А,О,У,И,Е; диск «Музыкальные обучалочки» (пальчиковые игры, автор Е. Железнова, издательство детских образовательных программ «ВЕСТЬ-ТДА», 2007 год; шоколад Марс; план-схема, геометрические фигурки с буквами.

Ход занятия:

Оргмомент.

Логопед: каждый знает свое имя. Скажет его громко или тихо. (Ответы детей). (Дети садятся за столы).

Логопед: Давайте, ребята, вспомним правила поведения на занятии.

Говорю всегда красиво, четко и неторопливо.

Внимательно слушаю, другим не мешаю,

когда меня спросят, тогда отвечаю. (Дети повторяют вместе с логопедом).

Артикуляционная гимнастика.

– для языка: «Барабан», «Лошадка»;

—воздушная струя: Тут комарик прилетел.

На лошадку нашу сел. Мы его прогнать хотели.

Дули-дули и вспотели.

3. Сообщение темы занятия.

Игра «Подскажи словечко»

Почему-то не до игр,

Если где-то бродит (тигр).

(Логопед выставляет игрушку тигра)

Но наш тигр не опасный,

А очень даже прекрасный.

Логопед: Назовите последний звук в слове «тигр». (Р).

—Сегодня на занятии мы будем учиться правильно и четко произносить слова со звуками Р и Рь.

4. Произношение изолированного звука.

Логопед: Встаньте в круг, представьте, что вы звери, закройте своими «лапками» мордочки.

Не стучите в эти двери,

Спят уже, наверно, звери!

Если будете стучать—

Звери могут зарычать! (Р-Р-Р)

(Логопед стоит в центре круга и легонько постукивает по «лапкам» «зверушек»; после слова «зарычать» дети дружно выглядывают из своих укрытий и рычат).

5. Анализ артикуляции.

Логопед: Ребята, давайте вспомним, как нужно правильно произносить звук Р?

—губы в улыбке;

—зубы разомкнуты;

—язык: поднят за верхние зубы;

—воздушная струя холодная. Когда выходит воздушная струя кончик язычка дрожит.

—горлышко звучит.

6. Характеристика звуков.

Логопед: Что еще вы можете сказать о звуке «Р»?

(Звук Р согласный (не тянется). Звонкий (горлышко звучит). Твердый (обозначаем синим кружочком). Звук «Рь»—мягкий (обозначаем зеленым кружочком).

7. Связь звука с буквой.

Логопед Звуки Р и Рь обозначаются буквой Р. (Показ буквы Р).

Логопед: На что похожа буква Р? (Ответы детей).

Изображение буквы Р с помощью деталей магнитного конструктора.

8. Развитие фонематического слуха.

Логопед: — Тигр произносит звук твердо (Р-Р-Р, а тигренок—мягко (Рь-Рь-Рь).Слушайте меня внимательно, я буду произносить звуки, слоги в которых есть эти звуки, а вы догадайтесь, кто рычит. Если услышите звук Р, поднимите картинку с тигром, если звук Рь—с тигренком:

1)звуки: А-Р-М-Н-Рь-И-Л-С-Р;

2) слоги: ра—ма—ни—ря—зу—ти—ро—ло—ре—до—ру;

3) Слова. Выполнение графического задания: в каких словах звук Р звучит твердо, а в каких мягко? Покажите при помощи стрелок. (Дети выполняют задание на индивидуальных листах).

9. Закрепление звука в слогах.

Логопед: Скажу вам, ребята по секрету, что тигренок приготовил нам еще разные интересные задания. Если мы выполним их правильно, то в конце занятия получим сюрприз. Первое задание: нужно бросить мячик в ведерко и произнести получившийся слог (ра, ро, ру)

10. Развитие пальцевой моторики.

Логопед: Посмотрите, ребята, на картинку, кто на ней изображен?

(Тигрица с тигрятами)

Два котенка, два тигренка

Шустренькие лапки.

Любят игры эти тигры

В цапки и царапки.

Пальчиковая игра «Коготки».

Точит кошка коготки, (пальцы выпрямляют и сжимают в кулаки)

Сидя на окошке.

Ах, какие же они

Острые у кошки.

Ах, какие у нее (поглаживают ладони друг о друга)

Маленькие лапки.

В этих лапках до поры (сжимают пальцы в кулачки)

Дремлют цап-царапки. (поворачивают кулачки вправо-влево).

11. Закрепление звуков в словах.

Игра «Подарки»

Логопед: Наш маленький тигренок очень любит получать подарки. Нам надо помочь выбрать подарки для тигра и для тигренка. Но нужно помнить, что тигр любит подарки, в названии которых есть твердый звук Р, а тигренок—в названии которых есть мягкий звук Рь. (Роза, катер, черепаха, коробка, помидор, огурец, баран).

12. Физминутка. (С текстом и движениями под музыку)

Логопед: А сейчас, ребята, тигр и тигренок предлагают нам весело подвигаться под музыку!

«У жирафов»

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. (2 раза)

(Хлопаем по всему телу ладонями).

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

(обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела)

Есть на носах, на животах, коленях и носках.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. (2 раза)

(Щипаем себя, как бы собирая складки на лбу ушах и т. д.)

У котяток шерстка, шерстка, шерстк, шерсточка везде. (2 раза)

(Поглаживаем себя, как бы разглаживая шерстку на лбу, ушах и т. д.)

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. (2 раза).

(Проводим ребрами ладоней по телу, на лбу, ушах и т. д.)

13. Развитие зрительной памяти.

Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Логопед: Ребята, тигренок хочет проверить вас, внимательны вы или нет? Он предлагает нам поиграть в игру «Чего не стало?», «Что изменилось?»

Логопед выставляет на стол игрушки (Буратино, пирамидка, кораблик, барабан, чебурашка, матрешка). На счет три дети закрывают глаза, а в это время логопед забирает какую-нибудь игрушку. Дети открывают глаза и называют, кого или чего не стало; затем логопед переставляет игрушки местами, дети открывают глаза и говорят, что изменилось.

13. Закрепление звуков в предложениях.

Логопед: Ребята. Посмотрите, тигренок нам принес фотографии своих друзей (Выставляются фото: зебры, носорога, крокодила, черной пантеры). Они очень просят придумать предложения, в которых должны прозвучать слова со звуками Р и Рь. (Словотворчество детей).

Логопед: Ребята, все задания наших гостей мы выполнили. Нам положен сюрприз.

(Логопед показывает детям вазу с сюрпризом).

Логопед: Ребята, посмотрите, вместо сюрприза в вазе только схема, что же это могло бы обозначать? (Ответы детей) Я догадалась! Нам надо найти геометрические фигуры, сложить их по образцу и прочитать слово.

Дети берут геометрические фигуры, выкладывают согласно схеме.

Логопед: Какое слово у нас получилось? Кто прочтет? (Марс) Ребята, а вы знаете, что обозначает это слово? (Ответы детей).

(Логопед раздает каждому ребенку угощение—шоколад «Марс»).

14. Подведение итогов занятия.

Логопед: Какие звуки сегодня на занятии мы вспоминали? (Ответы детей). Вам интересно было выполнять задания? А какое задание было самым сложным? А какое самым веселым?

Спасибо, дети, вы меня очень порадовали своими ответами! Мне было приятно работать с вами. И жаль, что занятие так быстро закончилось и приходится расставаться.

19 января 2017 в 20:05

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.