Дуплинская Наталья Александровна
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционно-логопедической работе с детьми дошкольного возраста, имеющими ОНР».
Активное внедрение современных компьютерных технологий способствует коренным изменениям широко используемых в традиционной методике демонстрационных и иллюстративно-объяснительных методов, ориентированных в основном на коллективное восприятие информации. Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (С.Л. Новосёловой, И. Пашелите, Г. П. Петку, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ-технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс». Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных учреждениях современных компьютерных программ. В последние годы отмечается увеличение числа детей с речевыми нарушениями и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Как правило, у детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различную степень моторного недоразвития и сенсорных функций, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких ребят наблюдается снижение интереса к обучению, повышение утомляемости. Дети часто стыдятся своего речевого несовершенства, становятся нервными, раздражительными, необщительными, что приводит к формированию чувства неполноценности, становлению тяжёлого характера. Чтобы заинтересовать детей, сделать обучение осознанным и эффективным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии. Одними из таких инноваций являются компьютерные технологии, широко применяющиеся в последнее время в области специального образовании как адаптивные и легко индивидуализированные средства обучения. Таким образом, применение в коррекционно-образовательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи, а, следовательно, снизить риск социальной дезадаптации младших школьников. Совершенствование образовательного и коррекционного процесса при помощи ИКТ в работе с детьми с нарушениями речи определяет актуальность данной проблемы. Именно поэтому основная ЦЕЛЬ моей работы – коррекция речи дошкольников при гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка. Исходя из цели, я поставила перед собой следующие ЗАДАЧИ: • изучить нормативные законодательные документы, психологическую и педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками; • обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи; • создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы учителя-логопеда;экспериментально апробировать совокупность игровых методов, приёмов, стимулирующих их речевое развитие и создающих возможность творческой реализации. Современные исследования в области дошкольной педагогики С. П. Первина, М. А. Холодной, Ю. М. Горвиц свидетельствуют о возможности овладения компьютером детьми в возрасте 5-7 лет. Как известно, этот период совпадает с моментом интенсивного развития мышления ребёнка, подготавливающего переход от наглядно-образного к абстрактно-логическому мышлению. На этом этапе компьютер выступает особым интеллектуальным средством для решения задач разнообразных видов деятельности. Применение компьютерной техники позволяет оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить результативность любой деятельности. При общем недоразвитии речи сложная структура нарушений определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия. Как отмечают Р. Ф. Абдеев, В. П. Беспалько, компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью. В частности визуализация основных компонентов устной речи в виде доступных для ребенка образов позволяет активизировать компенсаторные механизмы на основе зрительного восприятия. Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия педагога, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата. Л. П. Гурьева в своих психологических исследованиях выявила, что компьютеризация может вызывать как позитивные, так и негативные эффекты. Поэтому особого внимания требует проблема особенностей общения ребенка и компьютера. В СанПиН 2.4.1.2660-10 (п.12.21) разработаны правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении: продолжительность занятий, гигиенические требования и др. Исследование литературы позволило создать систему игр, занятий с использованием ИКТ, опирающихся на психолого-педагогические принципы. В соответствии с лексическими темами используются комплексы игр, имеющие большой диапазон вариативности и многофункциональности. Дидактическая игра с использованием ИКТ это новое направление в работе детского сада. Актуальным направлением внедрения информационных технологий в работу является использование мультимедийных презентаций, интерактивных упражнений и игр, разработанных самостоятельно с помощью программы PowerPoint. Мультимедийная презентация - это современная и перспективная информационно-рекламная технология. Создаваемый аудио, видео, фотографический ряд обеспечивает эффектное и интересное восприятие информации. В использовании мультимедийных презентаций выделяю такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне привнести эффект наглядности в занятия и помогает ребенку, нуждающемуся в коррекционном обучении, усвоить материал быстрее и в полном объеме. Презентации дают мне возможность подать в привлекательном виде тщательно подготовленную информацию. Наглядность - это ключевой аргумент использования мультимедийных презентаций. Хорошо известно, что человек воспринимает информацию с помощью органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. По данным исследований более 80% информации поступает к нам через зрительный и слуховой анализаторы. Зрение и слух – самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Чем ярче и разнообразнее будет представление информации, тем эффективней будет процесс ее усвоения. Современные графические и видеотехнологии, мультимедийные презентации позволяют мне предельно реалистично продемонстрировать отличительные особенности, специфические свойства изучаемых предметов и явлений. Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффектно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у дошкольников позитивное отношение к представляемой информации. Использование мультимедийных презентаций в коррекционно-образовательном процессе способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала. При этом включаются четыре вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная, ассоциативная. В процессе коррекционной логопедической работы на их основе у детей формируются правильные речевые навыки, а в дальнейшем и самоконтроль за своей речью. Одним из важных элементов составляемых мною презентаций является анимация.Визуализация информации происходит на экране монитора в виде доступных для детей мультипликационных образов и символов. Формируются устойчивые визуально – кинестетические и визуально – аудиальные условно – рефлекторные связи ЦНС. На их основе формируются правильные речевые навыки, а такжеповышается интерес к обучению. Это способствует более качественному усвоению нового материала. Таким образом, мультимедийные презентации привносят эффект наглядности в занятие, повышают мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и ребёнка. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от логопеда, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением. Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием. Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к логопедическим занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов. Руководствуясь принципом научной обоснованности и практической применимости, преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Реализуя принцип построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми, я отбираю наглядный материал, методы организации образовательной деятельности в соответствии с уровнем подготовки детей, их возрастными особенностями и с учётом специфики детей с нарушениями речи. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процессасостоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации создаю и подбираю в соответствии с тематическим планом. Принцип полисенсорного подхода к коррекции речевых нарушений. Работу по коррекции речевой патологии провожу с опорой на зрительное и слуховое восприятие. Принцип здоровьесбережения При использовании компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. С осторожностью решаю вопрос о компьютерных занятиях, если у ребенка имеются невротические расстройства, нарушение зрения, поскольку компьютер может усилить все эти отклонения в состоянии здоровья. В работе с детьми соблюдаю санитарно-гигиенические, технические, эргономические и эстетические требования. Образовательную деятельность организую в соответствии с СанПиН 2.4.1.2660-10, где разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении. • Занятия с использованием компьютера провожу с дошкольниками 5-7 лет не чаще 3 раз в неделю по 10-15 минут не более 1 раза в день. В ходе занятий провожу гимнастику для глаз. • Обеспечиваю рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. • Экран видеомонитора при проведении индивидуальных занятий находится на уровне глаз ребенка на расстоянии не ближе 50 см. • Фон презентаций выбираю однотонный, не отвлекающий внимание от содержания слайда, спокойных, не раздражающих зрение цветов. Иногда меняю его несколько раз в течение презентации. Это позволяет удерживать непроизвольное внимание детей. • Иллюстрации применяю крупные и реалистичные, не перегруженные лишними деталями, спецэффектами; • Умеренное использование спецэффектов помогает удерживать внимание, повышает интерес, создает положительный эмоциональный настрой. В настоящее время разработано немало интересных и полезных компьютерных технологий и игр развивающего и обучающего характера для детей, методик их применения в детских садах. Использование мною компьютерных игр оказывает серьезное влияние на развитие всех сторон речи ребенка с ОНР: - развитие длительности и силы речевого выдоха; - громкости (интенсивности) и тембра голоса; - темпо-ритмической организации речи; - работа над интонационной выразительностью речи; - коррекция произношения и дифференциация звуков; - работа над звукобуквенным составом слова; - формирование обобщенного лексического значения слова; -формирование лексико-грамматической стороны речи, расширение словарного запаса; - работа по развитию связной речи; - формирование навыка чтения. Основываясь на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса, создала систему занятий с использованием мультимедийных презентаций по всем лексическим темам перспективного планирования. Работа с компьютером на логопедическом занятии имеет ряд особенностей. Она включается дозировано, для решения определённых задач. Структура и методика самого логопедического занятия при этом не нарушается. Заменяются только некоторые игры или упражнения. В коррекционной работе с детьми ИКТ использовала как часть образовательной деятельности, но на итоговых или обобщающих занятиях использовала в течение всего времени. При разработке занятий чаще всего использую героев сказок и мультфильмов, которым дети помогают справиться с трудными заданиями. Дети им сопереживают, сочувствуют и выражают потребность помочь (Нюша, Золушка, Гномы). Вся совместная деятельность по развитию речевой коммуникации проходила в дружелюбной, спокойной обстановке. Дети с отклонениями в развитии и поведении раскрепощались и с интересом усваивали новую информацию. Преимуществом применения мультимедийных презентаций в образовательной деятельности является то, что они повышают мотивационную готовность детей к обучению, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией познавательной деятельности. Использование в коррекционной работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Таким образом, системное логопедическое воздействие, направленное на коррекцию нарушений языкового и речевого развития у детей с использованием мультимедийных презентаций позволило значительно повысить эффективность коррекционно-образовательного процесса. Гармоничное сочетание традиционных средств с применением презентаций в программе PowerPoint позволило существенно повысить мотивацию детей к занятию и, следовательно, существенно сократить время на преодоление речевых нарушений. 19 января 2017 в 19:56
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.