Дуплинская Наталья Александровна
Развлечение "Коляда,Коляда!Отворяйте ворота"Цель: Приобщить воспитанников и родителей к истокам русской народной культуры, через организацию детских фольклорных праздников (праздники народного календаря) – Святки. Задачи: 1. Знакомство воспитанников с истоками русской народной культуры 2. Активизировать родителей к подготовке народного праздника. 3. Развивать интегративные качества через совокупность разных культур: культура игры, культура слова, движения и музыкального звука, а так же обрядового костюма, ритуала и обычая. Предварительная работа: Беседа: «Святочные посиделки», Разучивание детьми колядок, песен, игр, танцев. Изготовление Рождественских ангелочков. Индивидуальная работа с родителями и детьми: Организация бесед о сборе информации народных традиции. Подготовка костюмов ряженых. Оформление избы, проведение ритуалов – гадания, игр. Ход мероприятия. Воспитатель: Ребята, как вы думаете, какие праздники ждут нас в январе?Много лет назад на Руси отмечали в это время три праздника: Рождество, Новый год и Крещенье. Все эти праздники проходят в течении двух недель, и эти недели называют Святками. На Святки хозяйки в каждом доме пекли из теста фигурки, изображавшие маленьких коров, быков, овец и других домашних животных. Такие фигурки ставили на столы, на окна, посылали в подарок родным. Считалось, что это приносит в дом счастье и благополучие. Святки праздновались очень весело: ребята надевали маски, изображающие разных животных. Они наряжались, надевали вывороченные наружу тулупы, прикрепляли рога, мазали лица сажей или мукой. И называли их ряжеными. Ряженые ходили из дома в дом и пели колядные песни хозяевам, колядовали. Колядование и ряженье – это святочные обычаи. Колядные песни, или просто колядки – это пожелание всего хорошего хозяевам. А хозяева одаривали ряженых пирогами, пряниками, сластями, мелкими деньгами. Вся «добыча» складывалась в мешок, а потом устраивалось веселое чаепитие. Вот и мы с вами сейчас нарядимся ряжеными и пойдем колядовать, получая радость от этого Святочного обычая. Дети надевают маски и шапочки животных, заранее приготовленные родителями. В руки берут русские народные музыкальные инструменты и с колядками отправляются в путь. Дети входят в зал, где их встречает скоморох. Скоморох: Эй, спешите все сюда! В гости Коляда пришла. Будем мы шутить, кривляться, Бегать, прыгать, забавляться. Мальчишки и девчонки . А пойдемте к моей бабушке Любе. У нее изба широкая печка жаркая.А сама она веселая да добрая. Дети отправляются к бабушки Любе и поют все в месте: Коляда, Коляда отворяйте ворота, Доставайте сундучки, Подавайте пятачки. Хоть рубь,хоть пятак Не уйдём из дома так! Дети стучатся в дом. Бабушка Люба: Кто там? Скоморох: Это мы, колядовщики, позвольте в дом войти, позвольте песни спеть. Заходят в дом и начинают петь Коляда, коляда, Ты подай пирога, Или хлеба ломтину, Или денег полтину, Или курочку с хохлом Петушка с гребешком.
Двоим, троим, Давно стоим, Да не выстоим! Печка – то топится, Пирожка- то хочется! Ты хозяйка, не томи, Поскорее подари! Бабушка Люба: Ах, вы хитрые ребятки. Отгадайте - ка загадки. Загадывает загадки. 1.Голодна – мычит. Сыта – жует, Малым ребяткам молоко дает. (корова) 2. Кто не в жару, не в стужу Не снимает шубу. (овца, баран) 3. Спереди пяточек, Сзади крючок, посередине спинка, На спине щетинка. (свинья) 4. На дворе построен дом, На цепи хозяин в нем. (собака) 5. Кто имеет пяточек, Не зажатый в кулачек ( свинья) 6. Идет, идет, бородой трясет, Травки просит Ме-ме-ме, Дай – ка вкусной мне – е- е (коза) Бабушка Люба: В этот зимний вечерок Вьётся над трубой дымок, Месяц светится над ней, А в избе полно гостей. Коляда – молода, вы хотите пирога? Сейчас всех угощу, Всем отрежу по куску. Бабушка Люба угощает детей пирогом. А сейчас хочу позвать вас Поиграть повеселится В русский пляс с душой пуститься Раз-два, раз-два, начинается игра
Теперь игра не развлечение, А с большим значением. Чтоб был долог колосок, Чтобы вырос лен высок. Прыгайте как можно выше. Можно прыгать выше крыши. Игра с веревочкой. Ход игры: Дети встаёт в круг, баба Люба раскручивает веревочку, держа ее за один конец. Дети подпрыгивают, стараясь, чтобы веревочка не задела ноги. Баба Люба раскручивает веревку. Сначала пол земле, постепенно поднимая выше 30-40см. от земли. Тот, чьих ног коснулась веревка, выходит из круга. Победители те,кто всех дольше остается в кругу. Скоморох:( ходит рядом с детьми и приговаривает): Как у нас-то козел, Что за умный был: Сам и по воду ходил, Сам и кашу варил. Сам и кашу варил, Деда с бабой кормил. Как пошел наш козел Да по лесу гулять, Да дружочка выбирать. Надевает рожки выбранному ребенку и проводится игра «Шёл козёл по лесу». Ход игры: Взявшись за руки,игроки образуют круг, в центре которого находится водящий. Он движется по часовой внутри хоровода, выбирает себе принцессу. Затем вместе выполняют движения согласно тексту: Шел козел по лесу, по лесу, по лесу, Искать себе принцессу, принцессу, принцессу. Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем, И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем, И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем, И ножками потопаем, потопаем, потопаем, Головкой покачаем и снова начинаем. Скоморох: А у нас ребятки удаленьки, Наденут шарфы, да валенки. Игра -аттракцион «По заснеженным дорожкам». Выбирается 2 команды детей : первый ребёнок, надев валенки и повязав шарф, идёт, перешагивая модули, до ориентира и обратно. Побеждает та команда, которая окончит задание первой. Бабушка Люба: У меня для вас игра – ух, и снежная она. Вот сосульки, вот снежки – сбить сосульки сможете вы? Скоморох: Мы ребяток позовём, Сосульки все скорей собьём. Аттракцион «Сбей кеглю снежком». Скоморох: Святки празднует народ! Становитесь в хоровод! Исполняется хоровод, на мотив р. н. песни “Как у наших у ворот». Скоморох: Хозяйка дорогая, знаешь какие наши дети ловкие да мастеровые! Бабушка Люба: - Нет, не знаю. Вот сейчас устрою соревнования, да проверим. Игра «Палки-моталки» Правила игры: Дети берут в руки палочки, и по сигналу наматывают шнур или ленту до конца. Побеждает тот, кто справился с заданием первым. Игра повторяется 2-3 раза Скоморох: Дети, дети все сюда, Здесь весёлая игра Раз, два, три, четыре, пять Собираемся играть. Игра «Золотые ворота» Правила игры: Двое детей стоят с поднятыми руками, изображая «ворота». Все остальные проходят через «ворота» и четко проговаривают слова.
(Стоящие опускают руки.Тот из детей, кто «попался», становится в «ворота».) Бабушка Люба: В старину на Святки в игры играли, да песни спивали, загадки загадывали да небылицы рассказывали. Спасибо, вам, колядовщики Вы садитесь, отдохните, Друг на друга поглядите, И друг другу для потехи Небылицы расскажите. Дети читают Небылицы 1.Андрей-воробей на коне катался На берёзу налетел, Без сапог остался.
2.Таня-баня шла по броду, Решетом носила воду. А помыть хотела пол Приморозила подол.
3.На болоте стоит пень Шевелиться ему лень, Шёл не ворочится, А веселиться хочется.
4.Между небом Поросенок рылся И нечаянно хвостом, К небу прицепился.
В святые вечера люди колядовали и гадали. Вы хотите погадать, да судьбу свою узнать. Есть старинные гадания, чтобы узнать своего суженного. Есть гадания на погоду, какая погода будет в этом году?! А мы погадаем на наше будущее - кем вы станете, когда вырастите.
1.Ножницы детские – парикмахер 2.Нитки – портной 3.Книжка – писатель 4.Муз.инструмент – музыкант 5.Краски – художник 6.Градусник – врач 7.Машина - водитель 8.Монета – бухгалтер, кассир, банкир 9.Кроссовок - спортсмен 10.Лупа- учёный 11.Самолёт – лётчик
Скоморох: А, еще есть такая примета – если звездочку с неба поймаешь … и желание загадаешь, то оно непременно исполнится.
Только берегите звездочку. Звёзды лежат на вуали, скоморох с бабушкой Любой подкидывают их вверх, дети ловят.
Бабушка Люба: Ах, спасибо вам, ребятки,
Хозяйка угощает детей, дети дарят ей поделку «ангела», благодарят и уходят 19 января 2017 в 19:42
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.