Дуплинская Наталья Александровна

Программа кружка «По дороге к азбуке» (коррекция и развитие речи)

                         Программа кружка «По дороге к азбуке»

  (коррекция и развитие речи)

извлечение из основной общеобразовательной программы дошкольного образования

 для детей 5 -6 лет

 

Пояснительная записка

Программа кружка по коррекции и развитию речи детей 5-7 лет разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении детском саду «Родничок» с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей этого возраста.

Данная программа рассчитана на два года с детьми от 5 до 7 лет.

Актуальность: программа ориентирована на развитие устной речи детей, подготовку к обучению грамоте в начальной школе и предупреждение ошибок в чтении и письме.

^ Цель программы: развитие и коррекция умений говорения и слушания,

обогащение активного, пассивного и потенциального словаря ребенка, развитие грамматического строя речи, умений связной речи, фонетико-фонематических представлений  с опорой на речевой опыт ребенка — носителя языка.

Задачи:

1. формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения;

2. развитие наглядно-образного и формирование словесно-логического мышления, умения делать выводы, обосновывать свои суждения;

3. формирование приемов умственных действий: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, исключения, моделирования, конструирования;

4.развитие памяти, внимания, творческих способностей, воображения, вариативности  мышления;

5.развитие учебных умений: умений работать в коллективе и взаимодействовать, доводить  начатое до конца, работать внимательно и сосредоточенно, планировать и контролировать   свои действия;

6.развитие умений общения со взрослыми и сверстниками, умений видеть мир глазами  другого человека;

7.развитие умения говорения и слушания (5-6 лет);

8.развитие интереса и внимания к слову, к собственной речи и речи окружающих;

9.обогащение активного, пассивного, потенциального словаря;

10. развитие и коррекция грамматического строя речи, связной речи с опорой на речевой опыт ребенка —носителя языка;

11. развитие умений оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

12. развитие звуковой культуры речи;

20. расширение представлений об окружающем мире, явлениях действительности с опорой  на жизненный опыт ребенка.

Решение этих задач осуществляется в процессе занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте с детьми 5-6 лет

^ Предмет коррекции: речь.

Объект коррекции: дети с 5 лет с низким и нижесреднего уровнем речевого развития

Форма проведения занятий: подгрупповая.

Методы: логопедические игры и упражнения, приемы дыхательной и артикуляционной гимнастики, физкультминутки.

^ Содержание кружковой работы (5-6 лет)

1.Лексическая работа:

-наблюдение за лексическим значением слов — название предметов, признаков, действий;

за многозначными словами, словами с противоположным значением в речи;

-обогащение словарного запаса детей словами тематических групп в соответствии с темами бесед;

-развитие умения делить слова на тематические группы по смыслу, группировать слова;

-создание условий для употребления новых слов в собственной речи.

2.Развитие грамматического строя речи:

-наблюдение за образованием слов приставочным и суффиксальным способами по определенным моделям, упражнение в образовании слов по образцу;

-наблюдение за однокоренными словами, выделение их из группы слов, подбор однокоренных слов;

-формирование навыка образования и употребления форм слов, согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже;

-практическое знакомство со словосочетанием и предложением;

-знакомство с предлогами; развитие умения выделять предлоги из словосочетания и предложения, подбор предлогов к словам* исправление ошибок и употребление предлогов.

3.Развитие связной устной речи:

-обучение ответам на вопросы, диалогической речи;

-обучение составлению предложений, распространению предложений, добавлению недостающих слов;

-обучение подробному пересказу текста;

-обучение составлению устной загадки-описания, рассказа-описания, рассказа по сюжетной картине, по серии картинок, по опорным словам и т.д.

4.Развитие простых форм звукового анализа:

-знакомство со звуками; гласные и согласные звуки; выделение звука в начале слова; твердые и мягкие согласные звуки.

 

v Перспективный план кружковой работы в старшей группе

(одно занятие по 30 мин. в неделю по четвергам, всего занятий в течение учебного года - 28)

 

 

№ занятия

Число 

Тема занятия

1

06.10

Осень.

2

13.10

Овощи-фрукты. Звуки [А], [О], [Э]

3

20.10

Геометрические фигуры. Звуки [Ы], [У], [И].

4

27.10

Дом. Семья. Согласные звуки

5

10.11

Посуда. Звуки [М], [М`].

6

17.11

Рабочие инструменты

7

24.11

Одежда. Обувь. Головные уборы.

8

01.12

Звуки [П], [П`].

9

08.12

Зима. Звуки [Н], [Н`].

10

15.12.

Звери. Звуки [Л], [Л`].

11

22.12

Домашние животные. Звуки [В], [В`] и [Ф], [Ф`].

12

28.12

Птицы. Звуки [Т], [Т`].

13

20.01.

Животные жарких стран. Звук [Ж].

14

26.01.

Рыбы. Звук [Щ`].

15

02.02

Продукты. Звук [Б].

16

09.02.

Магазины. Звук [Б`].

17

16.02

Транспорт. Звуки [Р], [Р`].

18

02.03.

Профессии. Звуки [Х], [Х`].

19

16.03.

Почта. Звук [Ч`].

20

23.03.

Театр, музыкальные инструменты

21

30.03.

Звуки[Ч`], [Щ`].

22

06.04.

Спорт. Звуки [Ч`], [Щ`].

23

13.04.

Весна. Звук [Ц].

24

20.04.

Детский сад. Звук [Д].

25

27.04.

Плоды, семена. Звук [Ш].

26

04.05

Цветы. Звуки [З], [З`].

27

11.05.

Лето, насекомые. Звуки [Ж], [З].

28

18.05.

Итоговое занятие

Оценочные и методические материалы (мониторинг)

За  год каждый ребенок обследуется 2 раза: в начале и конце года, после завершения курса.

Используемые методы: наблюдение во время занятий, беседа, составление диаграмм,

диагностики:

• Диагностика уровня развития детей дошкольного возраста (Злобенко М.П., Ерофеева О.Н.,

• Морозова И.В., Мишуткина Э.П.)

• Логопедическое обследование

 

22 октября 2016 в 21:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.