Дуплинская Наталья Александровна
Обобщенный педагогический опыт
Тема опыта: «Развитие мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста».
Идея опыта:
Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального психического развития человека. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования.
«Если руки неумелы, Если пальчики несмелы, Трудно ручку удержать, Буквы ровно написать Не удержишь карандаш – Не получится пейзаж». В. Лирясова.
1.Сведения об авторе. 1.Дуплинская Наталья Александровна 2. Образование: Среднее специальное 3.Новосибирский педагогический колледж №1 им.А.С.Макаренко 4.Воспитатель 5. МКДОУ детский сад «Родничок» 6.Учитель-логопед 7.Педагогический стаж - 14 8 Стаж работы в занимаемой должности - 12 Ведущая педагогическая идея В.А. Сухомлинский справедливо утверждал, что «ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования устной и письменной речи. 2.Условия формирования опыта Работая в детском саду я заметила, что у значительного большинства детей пальчики малоподвижны, движения их отличаются неточностью и не согласованностью: дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку и карандаш, не всегда могут застегнуть пуговицы, молнию, завязать шапку, зашнуровать ботинки. Недостаточность развития двигательного анализатора и мелкой моторики в детском возрасте становится все более обычным явлением и почти во всех случаях влияет на развитие речи не только устной, но и письменной. Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В старшем дошкольном возрасте 5 – 7 лет, работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. 3.Теоретическая база тем Развитие мелкой моторики является необходимой частью практически любых систем дошкольного воспитания – как традиционных, так и вновь открытых. Можно по-разному объяснять, зачем пальцы ребенка должны развиваться и тренироваться, но нет таких педагогов, которые отрицали бы значение работы с рукой. Уже давно известно, какие блага несет моторика руки: это развитие соответствующих отделов мозга, обострение тактильных возможностей, тренировка мускульной памяти, развитие усидчивости и внимания, подготовка к обучению письму. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук.
4. Актуальность Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь Включая подготовительные упражнения на развитие мелкой моторики, мы формируем у ребенка одновременно, умение точно и ловко выполнять те или иные движения. Оптимальным является использование физкультминуток. В ходе физкультминуток детям предлагается как бы «конструировать» из пальцев различные предметы и объекты. Такая необычная игровая деятельность у ребят вызывает ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. Это позволяет предельно мобилизовать их внимание. Желание детей быстро и точно воспроизвести пальцевую фигуру стимулирует запоминание. Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять. И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму. Следовательно, уровень речевого развития детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития «тонких» движений пальцев рук. А при поступлении ребенка в школу важно, чтобы он имел не только хорошо развитую речь, но и подготовленную руку, владел зрительно-моторной координацией. 5.Новизна Инновационность данного опыта состоит в том, что введение наглядных моделей в процесс обучения позволит логопеду более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный словарь, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, развивать общую и мелкую моторику рук, составлять рассказ. При работе с данным материалом учитывается степень и тяжесть речевого дефекта, уровень индивидуального развития каждого ребенка-логопата, возрастные особенности детей дошкольного возраста, учет речевого окружения. 6. Адресность Работа может заинтересовать не только педагогов, но и родителей проблемой недостаточного развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста, а впоследствии, в школьном возрасте, с появлением дисграфии. 7.Трудоемкость Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Организация работы не требует особых затрат. Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 8.Технология опыта Целью данной работыявляется раскрытие актуальности использования различных методов и приемов для совершенствования развития пальцевой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста, показать значимость использования предлагаемых заданий при подготовке руки к письму. В результате достижения заявленной цели я поставила ряд задач: Укрепление психологической базы ребенка. Расширение и обогащение речевого опыта ребенка. Развитие переключаемости с одного движения на другое. Развитие и совершенствование общей и мелкой моторики. Развитие сенсорно — перцептивной сферы. Предупредить возможное появление дисграфии путем развития мелкой моторики. Воспитание доброжелательных отношений со сверстниками в совместной деятельности; развитие стремления качественно выполнять задания. Побуждать интерес к логопедическим занятиям; воспитывать у детей активность на занятии. Работа по данной теме позволила создать многообразие дидактических игр на развитие мелкой моторики и профилактики дисграфии, которые может использовать не только педагог на занятиях в детском саду, но и родители дома. Уровень развития мелкой моторики является одним из показателей готовности ребенка к школьному обучению, поэтому содержание данных игр и упражнений позволяет в процессе игровых ситуаций через ощущения с активным включением слухового и зрительного анализаторов сформировать не только мелкомоторные навыки, но и внутреннюю речь, память, логическое мышление, творческие способности. Предлагаемые задания постепенно усложняются, и дети составляют фигуры сначала по образцу, затем – по замыслу. Некоторые задания сопровождаются стихами (запомни, повтори…) и загадками (отгадай…) 9.Результативность Для определения основных путей развития и совершенствования мелкой моторики, как одного из направлений по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста мною была проведена диагностика оценки уровня развития речи; анкетирование родителей, ряд консультаций для педагогов ДОУ и родителей. По результатам вышеперечисленной работы были разработаны игры и упражнения для детей, консультации и рекомендации для педагогов ДОУ и родителей. Основные пути развития и совершенствования мелкой моторики как одно из направлений работы по профилактике письменной речи в коррекционно-логопедической работе у детей с речевыми нарушениями старшего дошкольного возраста. Пассивная гимнастика (массаж и самомассаж) Активная гимнастика (всем известные конструкторы, шнуровки, пазлы, разноцветные прищепки, мозаика, пуговицы, счетные палочки). Пальчиковая и сопряженная гимнастика (статические, динамические упражнения.) Цель сопряженной гимнастики — привлечь внимание ребенка к ощущениям, которые возникают от движений мышц пальцев и губ; научить управлению этими движениями. В сопряженной гимнастике предлагаются также упражнения для одновременной работы пальцев и языка. Пальчиковый театр. Речь только начинает формироваться, а упражнения для пальчиков, языка, губ, превращенные в увлекательную игру, помогают укреплять и развивать речевой аппарат. Графические упражнения, рисование пальцем и ладошкой, оригами. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом. Особое место в развитии графической моторики занимает штриховка, обведение по трафарету фигур или предметов с использованием простого и цветного карандашей, конструирование. Физкультминутки в сочетании с пальчиковой гимнастикой.Традиционно физкультминутки проводятся в сочетании с речью детей. Проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь ритмизируется движениями, делается более четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта. Логоритмика. Основополагающий принцип проведения занятий — взаимосвязь речи, музыки и движения. Движение выступает здесь как основное средство взаимодействия между ребенком и окружающим миром. Подготовка руки к письму. Точность графических действий обеспечивается за счет мышечного контроля над мелкой (тонкой) моторикой рук. Это ловкость пальцев и кистей рук, скоординированность их движений. О развитии мелких движений пальцев можно судить, наблюдая за тем, как ребенок рисует или закрашивает детали рисунка. Если он постоянно поворачивает лист, не может менять направление линий при помощи тонких движений пальцев и кисти, значит, уровень развития мелкой моторики недостаточный. Тест на развитие графического навыка. Развитие графического навыка. Графический диктант, рисование линий: прямые и фигурные дорожки, рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам, выполнение штриховок с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок. В реализации педагогического опыта преимущественно проводятся индивидуально-подгрупповые формы работы. Представленный опыт работы, дал устойчивые положительные результаты в коррекции и нормализации речи, как устной, так и письменной, у детей старшего дошкольного возраста. Итоговая диагностика, проведенная в конце учебного года, доказывает эффективность системы коррекционно-логопедической работы по развитию пальцевой моторики как одного из направлений профилактики письменной речи в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. У детей: - формируется положительная мотивация к обучению, познавательная и речевая активность; - развиваются более тонкие ощущения кистей и пальцев рук, восприятие, внимание, память, воображение; - у детей формируются полноценные структурно-динамические механизмы внутренней готовности к овладению процессом письма; - развивается мышечная активность; - развивается ловкость, точность, выразительность, координация движений, повышается работоспособность, тонус коры головного мозга Таким образом, реализация данной коррекционной – развивающей работы позволяет повысить уровень подготовленности детей к обучению в школе. Для достижения наибольшего эффекта в упражнениях по развитию мелкой моторики пальцев рук должны сочетаться движения сжатия, растяжения, расслабления кисти, использование изолированного движения каждого из пяти пальцев, а не только «социальная зона руки». Приложение . Папка с методическими материалами накопленного педагогического опыта работы по данной теме. Совет родителям и педагогам, работающим с ребенком: Старайтесь учитывать его индивидуальные особенности, быть терпеливыми и добрыми, помогайте преодолеть неизбежно возникшие трудности, не делая из них трагедии, то есть просто научитесь его понимать! 1 октября 2016 в 17:59
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.